Статья

Специальность: Консультант SAP FI/CO

Дмитрий Каглик, SAP FI/CO Эксперт (Solution Architect), более 12 лет опыта работы в компаниях SAP CIS, The Body Shop, Capita plc. 

Дмитрий, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась Ваша карьера по функционалу SAP FI/CO, как Вы попали в «мир» SAP?

В 2000 году откликнулся на приглашение пройти интервью в SAP, но в то время они нуждались в разработчиках, а меня это не интересовало. Я отметил, что хотел бы заниматься консалтингом. Буквально через полгода я был приглашен на собеседование и вскоре был принят на стажерскую программу в SAP CIS&B. В то время у них был большой набор стажеров. Так что изучал все с самого начала, от SAP 010, SAP 020 до углубленных курсов по FI. В дальнейшем, кроме непосредственно консалтинговой деятельности, довелось уже самому читать курсы в SAP и РЖД.

Имеет ли значение, где проходить стажерские программы: в самом SAP или, например, в большой четверке?

Думаю, что если с самого начала, с нуля, то тогда лучше непосредственно в SAP, а если есть опыт работы, например, в 1С или ORACLE, то можно и на базе большой четверки.

Дмитрий, а какие навыки по-вашему необходимы для работы в консалтинге?

Для финансового консультанта — это знания бухгалтерского учета, опыт общения. Технические знания приобретутся со временем. Также важно умение разбираться в бизнес-кейсах. Сейчас в том же Linkedin часто встречаю, особенно от представителей из Индии, вопросы о том, что люди закончили MBA и спрашивают с чего начинать? Так вот, надо соизмерять свои знания с требованиями компаний. Либо ты называешься «МBA» и идешь, куда надо, либо ты говоришь, что ничего не знаешь, поступаешь на стажерскую программу в SAP и начинаешь все с нуля.

На платных курсах реально освоить SAP?

Я не знаю, есть ли такие курсы в России, для людей «с улицы», то есть не для клиентов, в Индии точно есть. В этом случае, если имеются знания бизнеса, то возможно освоить, а если нет, то это бесполезно.

А что скажите по поводу коммуникаций, так называемых soft skills?

Да, психология нужна. У меня была статья о том, какие навыки нужно иметь консультанту. Я считаю это общение, навыки убеждения, умение понимать и слушать. Экстравертом быть не обязательно, но глубоким интровертом быть точно нельзя.

При приеме консультанта SAP FI/CO на работу на какие бы стороны, параметры ты обращал бы внимание?

Во-первых, сравнил бы бумажное резюме с данными Linkedin, смотрел бы есть ли несостыковки. Во-вторых, наш рынок узкий, проверял бы определенные точки: рекомендации и личное общение, контактность.

Вы прошли весь экспертный путь: от младшего консультанта до Solution Architect, расскажите о типичной карьере консультанта по вашему мнению.

Здесь все двояко: либо можно развиваться в профессиональную сторону от младшего консультанта до бизнес–архитектора, либо в сторону управления до директора программ. Второе меня не особенно привлекало, лично я рос профессионально.

Должен ли консультант SAP FI обязательно знать ABAP?

Если хочешь сам посидеть в отладчике, то да, нужно знание ABAP-программирования. Например, иногда задаешь вопрос консультанту, что тот будет делать, как будет искать ошибку? Многие отвечают, что обратятся к абаперу. Да, можно и так, и я, бывало, к ним обращался. Но, по моему мнению, к этому нужно прибегать в крайнем случае. Здесь надо разграничить: одно дело — уметь писать АВАР-код, а другое — читать. Не у всех консультантов есть ключи разработчика, чтобы самому что-то писать в системе. На западе каждый знает только свой функционал, чаще пишет только спецификацию и отдает ее разработчикам. Я считаю это правильно, это лучшим образом влияет на документацию проекта.

SAP FI консультант должен ли изучать модуль СО и наоборот?

В России — не всегда! В России этими модулями занимаются часто разные люди из-за усложнённого функционала локализации решения, а на западе ими, как правило, всегда владеет один специалист.

Как по Вашему мнению, обязательно ли нужна сертификация SAP?

Сертификация, как правило, входит в стажерскую программу. Ценность такой сертификации все же сомнительна, если она не подкреплена практическим опытом или хотя бы знаниями бизнеса.

Требуется ли в Англии SAP-сертификат?

О нем часто спрашивают, но ответ по сути не интересует, потому как работа всё показывает.

 Четко ли выстраивается рабочий процесс в английских компаниях?

Двояко. Если проект начинается с самого начала, Greenfield, то, как правило, все происходит по методологии АSAP. А если приходится заниматься какими-то этапами проекта, что-то доделывать, то все здесь зависит от объема работ.

Требования к описанию настроек строгие? У нас бывает одна команда не пишет описание настроек системы, кода программ, а когда приходит новая, то им приходится все начинать сначала

Зависит от заказчика. Например, в данный момент на текущем заказчике, мне приходится писать handover за несколько лет работы.

А как происходит взаимодействие на международных проектах? Работаете чаще с виртуальной командой или на on-side?

Мы работаем по-всякому. Но обычно on-side гораздо удобнее. У нас были попытки перевести работу в офшор — не увенчались успехом. Удобно сесть с разработчиком за один компьютер и пройтись по коду программы, подебажить его, протестировать вместе. А если разработчик где-нибудь в Индии, то много времени теряется на объяснения, а также неудобна разница во времени. Не всем оплачивается сверхурочные, которые часто случаются в результате такого взаимодействия. У нас была попытка перенести центр разработки в Индию. Качество работ снизилось. Хотя лично у меня был и положительный опыт работы с американскими разработчиками.

Какие Вы можете отметить плюсы и минусы иностранных и российских компаний?

В российских компаниях SAP как правило приходит туда, где до этого уже что-то было (например, 1С), и собственник бизнеса хочет что-то улучшить. Поэтому с этой точки зрения SAP-проекты в России строятся на основе best practice: «SAP — это лучшее, так пойдемте и попробуем это сделать!»

На западе такого нет. Там продавливают SAP так, как у нас продавливают 1С. И тут уже приходиться применять и soft skills, уговаривать хоть попробовать что-то новое. А они считают, что раз их бизнес работает так 130 лет, он может работать так и дальше без вашего SAP.

То есть доводы по типу best practice на них не действуют?

Как правило нет. Читал в каком-то английском журнале интервью руководителя одной очень крупной компании, которой тоже предложили внедрить SAP. Руководство ответило примерно следующее: «Как мы можем разрешить программе, которая стоит около 2 млн фунтов, указывать что делать нашему бизнесу стоимостью 155 млрд? Разная весовая категория.»

Есть ли отличия в консультантах в России и Англии?

В Англии работает много выходцев из Индии, уровень знаний которых бывает очень низкий. А если его взяли в штат, то уволить сотрудника не просто, у них небольшая ротация кадров. По поводу знаний специалистов в России я затрудняюсь ответить, я тут с людьми лет семь не общался.

В России работодатели часто предлагают дополнительные соц.пакеты при устройстве консультанта на работу, такие как ДМС, оплата интернета. В Англии есть ли особенности привлечения сотрудников?

Это, как правило, стандартный пакет: оклад, медицинская страховка, car allowance (предоставление корпоративного автомобиля или возмещение расходов на содержание личного авто), relocation (бонус при переезде), страховка на детей. Разумеется, этот пакет может отличаться от компании к компании, и уж точно не относится к фрилансерам.

 От чего зависит уровень зарплаты консультанта?

В Англии работает матрица 2х2. То есть, на одной оси — это консалтинговая компания, а на другой — конечный клиент. У клиента ЗП ниже, чем в консалтинговой компании. Так же имеет значение расположение офиса: Лондон/не Лондон. В Лондоне — выше. А так зарплата у всех договорная — как себя продашь.

То есть у наших специалистов есть возможность продать себя по высоким ставкам?

Сейчас в Англии все усложнилось с получением виз, гайки закрутили. Без MBA шансы минимальные.

Знаю, что Вы ведете свой ресурс sapexpert.co.uk. Это вам как-нибудь помогает в работе?

Нет, я занимаюсь этим для души, участвую иногда в обсуждении интересных мне тем, статей. Хотя благодаря этому у меня возросла база контактов.

Вы написали свою электронную книгу. Расскажите, как она создавалась, были ли муки творчества?

Книга родилась интересно. У меня был знакомый, который исторически занимался больше контроллингом, и ему попался проект по FI. В процессе у него накопилось много вопросов, которые вместе с ответами и легли в основу книги. Появилась идея их объединить сначала в сайт, а потом в книгу. Мук творчества не было, нужно было удачно их скомпоновать.

Последний традиционный вопрос. Были ли в Вашей карьере примеры консультантов, чей профессионализм и навыки вызывали бы у восхищение, в чем они выражались?

Конечно были. Человек, который намеками давал направление для мысли. Не готовый ответ, а именно толчок для собственного понимания проблемы. Хотите имя? Назову в приватной беседе!

 

ПОХОЖАЯ ПУБЛИКАЦИЯ:

КАК ЖИВЕТСЯ SAP-КОНСУЛЬТАНТУ НА ЧУЖБИНЕ - ЧАСТЬ 1. ГЕРМАНИЯ.

Поделиться:

Вам может быть интересно:


0 Комментариев

  1. К сожалению у статьи нет опубликованных комментариев

Оставить комментарий